ATK Consulting Group: Qlik Новости Spar для журнала Intelligence Enterprise: "Аналитическая система должна быть универсальной"


Spar для журнала Intelligence Enterprise: "Аналитическая система должна быть универсальной"

Об особенностях применения аналитических решений в ритейле журнал Intelligence Enterprise побеседовал с заместителем руководителя департамента ИТ по корпоративным информационным системам розничной сети Spar Максимом Владимировым.

 

Аналитические приложения для бизнеса, как известно, очень разнообразны. Наиболее грубая классификация позволяет говорить о решении с их помощью оперативных и стратегических бизнес-задач. В этих двух случаях часто используются разные методы, а иногда даже разные аналитические системы. Какие задачи вы ассоциируйте с подобным инструментом?

 

Разумеется, это прежде всего зависит не от инструмента, а о того, какие задачи ставит сам бизнес. Также, наверное, не открою ничего нового, если скажу, что оперативными проблемами приходится заниматься гораздо чаще, чем стратегией. Особенно это наглядно видно, если говорить о задачах, которые по сути имеют единую постановку, но разные временные горизонты. Одна из них — прогнозирование товарного запаса и спроса. Ее можно решать и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Методы решения действительно будет существенно различными, равно как и потребность в исходных данных в обоих случаях. Также долгосрочный прогноз скорее всего потребует более специализированных подходов, учитывающих ряд отраслевых, в нашем случае характерных для розничной торговли особенностей, а может быть даже для ее отдельных направлений.

Что касается нашего бизнеса, то сейчас мы в основном решаем задачи прогнозирования на неделю-две вперед. Может быть на месяц, но не более. В то же время я отчетливо вижу, что продукт QlikView, который мы используем для аналитических вычислений, позволяет решать в том числе и задачи стратегического прогнозирования. Немного сложнее в данном случае будут обстоять дела с получением исходных данных для анализа, хотя это в любом случае не проблема программного продукта.

Иными словами резюме таково – аналитические системы должны быть универсальными, способными учесть отраслевые особенности бизнеса, но вместе с тем текущая практика в основном диктует необходимость решать задачи в краткосрочной перспективе. А это часто не позволяет системам проявить всю свою мощь, не смотря на то, что мы говорим о задачах очень схожей постановки.

 

Из того, что вы сказали, особенно интересным представляется отраслевой акцент. Не смотря на то, что тема отраслевой специфики в бизнес-системах очень популярна и часто обсуждается, до сих пор нет четкого понимания, что же в данном случае мы под этим подразумеваем. И аналитические системы здесь отнюдь не исключение…

 

Действительно тут существуют очень важные с моей точки зрения нюансы. Мне кажется, что поставщики аналитических приложений сейчас могут наиболее успешно завоевывать рынок, если в состоянии обеспечить максимальную простоту и комфортность работы со своим приложением, высокую скорость и должный уровень технологичности разработки приложений, а также низкие издержки на обслуживание. Следствием таких преимуществ является простая и надежная реализация бизнес-модели рыночного продвижения продукта, согласно которой развитие отраслевой экспертизы в основном передается партнерам по внедрению. Собственно, ориентируясь именно на эту модель, мы и выбирали как компанию-производителя, так и партнера, который будет заниматься внедрением.

В некотором смысле альтернативным, используемым на рынке подходом, является создание решения, изначально доведенного до состояния отраслевого самим поставщиком. Такой подход можно даже назвать традиционным, поскольку он, как правило, исповедовался признанными лидерами рынка корпоративного ПО. В значительной степени они продолжают делать ставку на такой подход и сейчас. Но в этих решениях мы все-таки видим довольно много функций, которые вряд ли будут использоваться вообще или же в том виде, в котором они там реализованы. Однако, платить за них заказчику все равно приходиться. При этом они не только оказываются дороже (что естественно), но еще и менее гибкие, а также более сложные в эксплуатации. Мне опять-таки представляется, что такой подход может со временем начать терять популярность. Особенно учитывая возрастающую динамику бизнеса и тот факт, что даже наиболее продвинутыми функциями Business Intelligence сейчас все активнее пользуются не только предприятия не только крупного, но и среднего бизнеса.

 

 

Как вообще обычно рождается потребность а аналитических решениях в розничной торговле? Какое направление является здесь своего рода драйвером спроса и как впоследствии аналитика «врастет» в культуру информационной поддержки бизнеса?

 

В качестве такого драйвера для нашей отрасли я бы назвал анализ спроса для целей продаж и маркетинга. Это не одна задача, а целая группа задач. Также надо сказать, что бизнес-аналитика здесь выступает в качестве основного инструмента, и хотя бы по одной этой причине потребность в ней здесь очень ясно просматривается. Далее следуют, я бы сказал, более традиционные и в общем универсальные для любого бизнеса направления. Я имею в виду, например, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, товарными запасами, управленческая отчетность. Иными словами за направлением-дарайвером «раскручивается» другая потребность в средствах BI, уже связанная с выполнением ежедневной и даже часто рутинной работы.

Здесь конфигурация информационной поддержки часто предполагает своего рода «смешивание“ аналитических и транзакционных систем. Так, например, такие важные для нас показатели, как стоимость и оборачиваемость запасов по самым различным разрезам мы можем эффективно анализировать в QlikView не в последнюю очередь и потому, что у нас есть WMS-система, способная управлять складскими операциями на уровне транзакций. Вследствие такого смешения аналитической и транзакционной функциональности потребность в бизнес-аналитике на этих этапах видна, быть может, не так отчетливо. Но от этого она не становится менее необходимой. 

 

Какие еще интересные для розничной компании, которые решаются или могут быть решены с помощью инструментов BI, вы могли бы назвать?

 

Привлекающим внимание направлением сегодня, как известно, является геоаналитика, и в нашем бизнесе тоже есть спрос на решения соответствующего класса. Сегодня в эпоху весьма жесткой конкуренции в ритейле, решение о том, где должен быть открыт очередной магазин, принимаются предельно взвешенно. Тут часто необходимо проанализировать большое число параметров, и гораздо эффективнее это делать с использованием геоинформации.

Тут, правда, необходимо вернуться к уже упомянутому вопросу исходных данных. Зачастую мало предоставить бизнесу надежные алгоритмы решения задачи. Для вычисления некоторых важных для реализации таких решений параметров необходимо иметь исходные данные, которыми бизнес просто не располагает. Если возвращаться к примеру с открытием магазинов, можно говорить, например, о плотности проживания в том или ином района, социального состава его жителей, об интенсивности людских и транспортных потоков в то или иное время. Мы этими данными не располагаем, хотя многие из них в принципе можно собрать. Возможно по этой причине подобные аналитические задачи при наличии на рынке адекватных предложений целесообразно было бы аутсорсить. Впрочем, это уже скорее вопрос зрелости рынка как такового, а не вопрос качества используемого решения.

Важной для ритейла задачей, где существенно востребована аналитика, является управление полочным пространством. Сейчас мы ее тоже начинаем решать с помощью QlikView.

 

Републикуется с разрешения журнала Intelligence Enterprise

http://www.iemag.ru/

 

09.07.2013, 1224 просмотра.

Скачать QlikView: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере

Скачать краткое руководство по работе с QlikView и построению приложений QlikView

Запросить русификатор QlikView 10