QlikView в сетях «Гудвин» и «Чистые материалы»: аппетит приходит во время разработки!

     

QlikView в сетях «Гудвин» и «Чистые материалы»: аппетит приходит во время разработки!

«С QlikView путь достижения стратегических целей компании стал более ясным»

Алексей Раппо, генеральный директор, Гудвин и Чистые материалы

Группа компаний, включающая в себя розничные сети «Чистые материалы» и «Гудвин», на протяжении 16 лет активно развивается в Москве и Московской области. Торговый дом «Чистые материалы» — это сеть магазинов материалов для строительства, ремонта, обустройства дома и дачи. Ассортимент товаров составляет более 30 000 наименований товаров для дома, отделочных и интерьерных материалов, инструментов и расходных материалов для строительства, сантехники и инженерного оборудования, сезонных и подарочных, а также садово-огородных товаров. Торговый дом  «Гудвин» – это сеть магазинов подарков нового поколения, открытая в Москве в 1995 году. Ассортимент магазинов включает товары для праздника, игрушки и игры, сувениры и подарочные наборы, косметику и парфюмерию, товары для дома.

Предпосылки проекта

В ТД «Чистые Материалы» и «Гудвин» на протяжении длительного периода использовали аналитическую систему на основе технологии OLAP. Данные в OLAP-кубах обновлялись раз в месяц, что помогало решать долгосрочные задачи, но было не достаточно для оперативного анализа данных. «Мы давно понимали, что нашу OLAP-систему необходимо менять, причем кардинально. В этом плане „последней каплей“ стал переход в июле 2010 на новую систему управления товародвижением – Gestori Pro. Изменение основного источника данных для OLAP-а означало перестройку существующего аналитического решения на 80%, включая изменение справочников и витрин данных, разработку модулей для ежедневного обновления данных, создание собственного клиента для OLAP-системы. И при всех этих изменениях, пользовательские качества новых отчетов все равно остались бы неудовлетворительными. Поэтому мы приняли решение выбирать и развивать BI-продукт нового поколения», комментирует Екатерина Рудакова, ИТ-директор, Гудвин и Чистые материалы.

Выбор решения

Недостатки существующей аналитической системы стали отправной точкой для формирования требований к новой BI-системе. Ключевыми критериями выбора BI стали: 

Гибкость;

Удобство пользовательского интерфейса;

Быстрые разработка новых аналитических представлений и подключение новых источников.

«Имея значительный опыт работы с OLAP, мы прекрасно понимали, что полнота данных в BI-решении отнюдь не гарантирует возможность проведения необходимых пользователю исследований. Именно поэтому самым приоритетным критерием выбора системы бизнес-аналитики для нас стала гибкость. Из всех рассмотренных решений оптимальной для задач „Гудвин“ и „Чистые материалы“ стала платформа QlikView. Основным преимуществом QlikView при выборе BI стала его ассоциативная технология, т.е. связанность всех данных, позволяющая проводить бизнес-анализ по любой, а не заранее продуманной схеме, а также возможность видеть все данные в контексте», Екатерина Рудакова, ИТ-директор, Гудвин и Чистые материалы. 

Реализация проекта

«При внедрении системы QlikView мы действовали поэтапно, начиная с наиболее критичных для нас задач. Первый этап проекта было решено проводить совместно со специалистами Консультационной Группы АТК, а затем уже развивать систему самостоятельно. Для нас было важно начать проект внедрения вместе с опытным партнером, имеющим компетенции по внедрению QlikView именно в розничной торговле. Команда Консультационной Группы АТК дала нам правильный вектор развития в разработке приложений QlikView, на основе которого мы двигаемся при актуализации комплекса аналитической отчетности группы компаний», рассказывает Екатерина Рудакова, ИТ-директор, Гудвин и Чистые материалы. 

Специалисты Консультационной Группы АТК разработали для категорийных менеджеров приложение по анализу продаж и остатков. Затем, специалисты Гудвин самостоятельно создали еще два приложения для аналитики по бизнес-областям CRM и ServiceDesk. Изначально решение на основе QlikView разрабатывалось для торговой сети «Гудвин». После опытной эксплуатации системы решение успешно тиражировали на сеть «Чистые материалы». 

В ходе проекта по внедрению QlikView в аналитическую систему было интегрировано три основных источника — торговая система Gestori Pro, предыдущая OLAP-система и Service Desk-решение. «Очень впечатлил механизм сжатия данных в QlikView — cуммарный объем данных в источниках у нас достигает 150 ГБ, при этом объем данных в приложении QlikView составляет всего 4ГБ. Такая высокая степень сжатия данных для in-memory системы позволяет разворачивать QlikView на сервере с очень вменяемым объемом оперативной памяти, даже с учетом активного роста базы данных наших сетей и расширения числа пользователей внутри компании», комментирует Игорь Буробин, ведущий разработчик, Гудвин и Чистые материалы.

Использование QlikView

На сегодняшний день основными пользователями QlikView в «Гудвин» и «Чистые материалы» являются владельцы и руководство высшего и среднего звена. В своей работе QlikView активно используют три бизнес-подразделения обоих сетей – департаменты продаж, маркетинга и ИТ. При этом, все категорийные менеджеры используют QlikView ежедневно.

Продажи и товародвижение

В ноябре 2010 года специалисты Консультационной Группы АТК разработали для компании «Гудвин» первое приложение QlikView с аналитикой по продажам и ассортименту. Приложение по анализу продаж было очень быстро запущено в эксплуатацию и категорийные менеджеры «Гудвин», для которых в первую очередь и разрабатывалось приложение, сразу смогли оценить динамичность новой аналитической системы QlikView.

«Несмотря на то, что у нас уже был опыт работы со специализированной аналитической системой, на этапе формулирования требований для QlikView мы учли лишь основной функционал. Но аппетит, как известно, приходит во время еды, поэтому в процессе использования приложения по продажам, список требований возрос в несколько раз. В итоге, первоначальное приложение мы переделали коренным образом и на данный момент наш коммерческий департамент использует его для:

  • анализа ассортиментной матрицы,
  • анализа движения товара и остатков,
  • ABC-анализа,
  • конкурентного анализа,
  • Планирования товарооборота,
  • Разработки и отслеживания эффективности маркетинговых мероприятий для поддержки и стимулирования продаж.

При таком подвижном изменении целевого состояния бизнес-аналитики, которое наблюдалось у нас в компании во время проекта, QlikView подходит идеально. Изменить модель данных QlikView в разы проще и быстрее, чем делать это в OLAP, поэтому даже при изменении аналитических процессов BI-проект не „застывает“, а активно развивается дальше и приносит пользу компании», объясняет Игорь Буробин, ведущий разработчик, Гудвин и Чистые материалы.

Анализ затрат на корпоративную связь и анализ Service Desk 

«Важным преимуществом QlikView является возможность анализировать любые данные, полученные из любого источника. Система может анализировать любую бизнес-область компании, и мы используем QlikView не только для стандартных задач коммерческих подразделений. Например, мы разработали приложение для детализации мобильной корпоративной связи, тем самым существенно сократили время, затрачиваемое на анализ, и сэкономили на покупке аналогичной готовой системы», делится Игорь Буробин, ведущий разработчик, Гудвин и Чистые материалы.

Одной из ключевых задач при внедрении BI был анализ Service Desk. Специалистами компании Гудвин была проведена интеграция QlikView с системой FireBird. В специализированном приложении QlikView проводится анализ заявок, поступающих в ИТ-департамент, загруженности сотрудников, времени выполнения заявки, количество удовлетворенных заявок, среднее время устранения проблем, рассчитываются некоторые ключевые показатели эффектив­ности сотрудников ИТ. «На основе анализа в QlikView данных Service Desk можно делать много важных выводов о работе подразделения. Тем самым для бизнеса работа ИТ подразделения стала прозрачной, любое решение по поощрению, наказанию, приему на работу дополнительной штатной единицы или наоборот сокращение подтверждаются в простой, удобной и понятной форме отчетов QlikView», Екатерина Рудакова, ИТ-директор, Гудвин и Чистые материалы. 

Результаты

«С QlikView процесс принятия решений изменился – система предоставляет нам свежие аналитические данные ежедневно, в максимально удобной для пользователя форме. Это качественно новый уровень оперативности, благодаря которому мы не только увереннее принимаем бизнес-решения, но и расширили горизонты тактического планирования. Путь достижения стратегических целей компании стал более ясным», Алексей Раппо, генеральный директор, Гудвин и Чистые материалы. 

По данным компаний Гудвин и Чистые Материалы, благодаря внедрению QlikView были достигнуты следующие результаты:

  • время ответа на запрос пользователя сократилось на 70%,
  • срок разработки отчетов сократился на 80%
  • Уровень детализации аналитической информации вырос на 60%.
  • ИТ-затраты не только не выросли, но и снизились на 50%.

  «Нам, как ИТ-дирекции, важны скорость и удобство разработки новых отчетов. После внедрения QlikView время разработки сократилось с нескольких дней до нескольких часов. Фактически, QlikView первая система, в которой, имея под рукой документацию, можно создавать полноценные аналитические приложения уже через два-три дня обучения. Что касается наших бизнес-пользователей, то они в QlikView ценят удобство использования, высокий уровень визуализации данных и, чего не было в других системах, — возможность проведения исследования, что называется, „не выходя“ из QlikView», Екатерина Рудакова, ИТ-директор, Гудвин и Чистые материалы.

Перспективы

По мере того, как сотрудники ТД Гудвин и ТД Чистые Материалы расширяют свои требования к аналитическим данным, QlikView развивается все большими темпами. В ближайших планах компаний – расширить использование аналитики QlikView. «Для директоров магазинов, старших менеджеров и мерчандайзеров будет разработано приложение по анализу чеков с возможностью drill-down до транзакции, анализа совместных покупок и план-фактного анализа. Кроме того, мы планируем разработать приложение для дирекции по персоналу, включающее анализ эффективности подбора персонала, анализ баз данных сотрудников (потенциальных, настоящий и бывших). Когда в руках оказывается такой мощный и гибкий инструмент, как QlikView, свежие бизнес-идеи не только начинают витать в воздухе, но и быстро оказываются реализованными на благо компании. Нам нравится работать с QlikView – более дружелюбную к пользователям и разработчикам систему аналитики сложно представить», — Екатерина Рудакова, ИТ-директор, Гудвин и Чистые материалы.

 

15.02.2012, 2223 просмотра.

Скачать QlikView: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере

Скачать Qlik Sense: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере