OneWindow в Canon: единая аналитическая платформа по финансам, продажам и складам на основе Qlik

Canon — международная компания со штаб-квартирой в Токио, лидер в области производства цифровых продуктов и решений для обработки изображений, предназначенных для дома и офиса. Сегодня в корпорации Canon, состоящей из более 250 дочерних организаций и филиалов, работает свыше 190 тыс. человек по всему миру.

В России корпорацию Canon представляет компания ООО «Канон Ру» (Canon Россия). Офисы компании расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Главная цель Canon Россия — дальнейшее развитие продаж и поддержка направлений B2B (решения для бизнеса) и B2C (потребительские товары). Одной из приоритетных задач Canon Россия является установление долгосрочного и плодотворного сотрудничества с партнерами, ключевыми клиентами и ведущими российскими корпорациями.

Инновационному бизнесу – инновационные инструменты аналитики

В 2016 году Canon Россия продолжила активно развивать решения для B2C и B2B потребителей, при этом обновленная стратегия бизнеса компании требовала увеличения прозрачности аналитической отчетности. Разнообразие информационных систем и большой объем данных в Canon Россия приводили к снижению скорости предоставления отчетности руководителям отделам и топ-менеджерам. 

«Для улучшения управляемости бизнеса мы стали искать новый инструмент аналитики или, вернее сказать, платформу, которая объединит все данные нашей компании в едином интерфейсе. Основными техническими требованиями при выборе стали возможность интеграции разнородных источников и, конечно, простота разработки и поддержки приложений. Система QlikView подошла нам по всем критериям. К тому же, в нескольких странах Европы Canon уже использует эту платформу, и коллеги дали нам самые позитивные отзывы», — комментирует процесс выбора QlikView ИТ-директор компании Canon Россия, Евгений Попков.

«Партнером по внедрению стала „Консультационная группа АТК“. Весомым аргументом в пользу АТК стали большая экспертиза по внедрению QlikView, в том числе в компаниях из нашей бизнес-отрасли, и опыт работы с нашим основным источником данных, ERP-системой iScala», — комментирует процесс выбора поставщика решения директор по стратегическому развитию Canon Россия, Пентти Нелимаркка.

Qlik: этапы проекта

Проект внедрения QlikView стартовал с отдела продаж. Специалисты  «Консультационной группы АТК» разработали аналитическое приложение по первичным и вторичным продажам     в разрезе уровней продуктовой или канальной иерархии. Также в приложении реализована аналитика по исполнению плана продаж.

На подготовительном этапе проекта руководство Canon Россия уделило особое внимание анализу бизнес-требований сотрудников, чтобы разработать эргономичное и востребованное пользователями BI-приложение. «Пожалуй, старт проекта оказался самым сложным этапом — первичный анализ требований к бизнес-аналитике и формирование ТЗ для нового BI-решения. Поскольку проект кросс-функциональный, нужно было провести большую внутреннюю работу — вовлечь экспертов из разных подразделений и согласовать между собой их требования», — комментирует подготовительный этап проекта QlikView Евгений Попков, ИТ-директор Canon Россия.

После успешного завершения первой части проекта по аналитике продаж к работе с QlikView подключился отдел финансов. В QlikView ведется аналитика дебиторской задолженности и прибылей и убытков в соответствии с двумя системами учета: по российской практике бухгалтерского учета и по европейской системе отчетности USGAAP.

На последующем этапе в QlikView была реализована аналитика склада по текущему стоку дистрибьюторов и партнеров.

Qlik: компас аналитики финансов, логистики и продаж

После успешного внедрения основного функционала системы по продажам в апреле 2016 года, руководство компании запустило проект по разработке двух новых аналитических отчетов – аналитика дебиторской задолженности и аналитика текущего стока дистрибьюторов и партнеров.

Теперь в приложении QlikView собраны данные о дебиторской задолженности по всем покупателям с разбивкой по «возрасту» задолженности, с указанием центра затрат, а также с разбивкой по статусу «просрочено / не просрочено».

Менеджеры по логистике в QlikView видят состояние текущего стока дистрибьюторов и партнеров в денежном и натуральном выражении на отчетную дату с детализацией по категории, продуктовой группе и наименованию продукта.

В приложении QlikView менеджеры по продажам и логистике, а также финансисты видят отклонения от плана продаж и уровень достижения KPI. «При разработке мы использовали методологию „Leading-Comparables“, при которой в удобном интерфейсе пользователь может сравнить основной, лидирующий показатель с несколькими другими зависимости от бизнес-задачи). Этот подход к организации интерфейса, в сочетании с цветовым кодированием результатов, позволяет максимально гибко и наглядно сравнивать доступные показатели с историческими данными/бюджетами/планами и ускоряет принятие бизнес-решений», – отмечает ИТ-директор компании Canon Россия, Евгений Попков.

Результаты проекта

Сейчас систему QlikView используют топ-менеджеры Canon Россия, отделы финансов, продаж, маркетинга и стратегического планирования – всего более 60 сотрудников компании. «Внутреннее название нашего проекта – OneWindow. За 7 месяцев проекта нам как раз и удалось создать „единое окно“ для доступа к актуальной аналитике по финансам, продажам и складам на основе платформы QlikView. BI-решение получилось довольно масштабным — 11 источников данных и 1 700 миллионов строк проводок, а в результате проекта удалось сократить сроки подготовки финансовой и коммерческой отчетности более чем в 5 раз и повысить скорость и обоснованность принятия бизнес-решений», – подчеркивает Евгений Попков.

В аналитических приложениях QlikView создана иерархия аналитических форм, в зависимости от департамента и позиции пользователя – это помогает максимально просто и быстро каждому пользователю прийти к необходимым, именно ему, бизнес-выводам. По сути, BI-приложение устроено, таким образом, что представляет собой несколько автоматизированных аналитических рабочих мест, кастомизированных под разные роли и бизнес-задачи пользователей. Управляется решение при помощи матрицы доступа к разным уровням отчетности.

Qlik: планы развития системы

В дальнейших планах компании Canon Россия – углубить аналитические отчеты для отделов маркетинга, сервисных услуг и логистики, с акцентом на аналитику digital-активностей и данных социальных сетей. «В 2016 году мы с партнером, „Консультационной группой АТК“, реализовали наиболее критичную аналитическую отчетность, провели обучение сотрудников и стали сами добавлять дополнительный функционал в разработанные приложения. Планы на этот год – не менее масштабные. Мы добавим дополнительные источники данных и разработаем более глубокие, специализированные приложения для отделов маркетинга, сервисных услуг и логистики», — комментирует директор по стратегическому развитию Canon Россия, Пентти Нелимаркка.

«QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка», – Евгений Стригас, генеральный директор компании «ПрофитМед». 
Компания «ПрофитМед» с 1994 года занимается дистрибуцией фармацевтической продукции. Головное предприятие компании находится в Москве, в современном офисно-складском комплексе, общей площадью 17 тыс. кв. м. В штате головного офиса – более 1 тыс. человек. Крупнейший филиал «ПрофитМед» работает в Санкт-Петербурге, а вся региональная структура компании включает 20 представительств на территории РФ. Стратегическая цель «ПрофитМед» – обеспечивать дистрибуцию минимум 5% всех фармацевтических препаратов на рынке РФ. 
От таблиц к BI-системе / Переход на личности 
Как и большинство активно растущих компаний, «ПрофитМед» для получения аналитических данных использовали, в основном, таблицы Microsoft Excel. Однако по мере укрупнения бизнеса, возможности такого подхода стали оказывать негативное влияние на работу сотрудников.
«Из-за того, что объемы данных в нашей ERP-системе выросли, мы вынуждены были „нарезать“ их помесячно, чтобы с ними можно было работать в сводных таблицах. Т.е. каждый месяц создавалась отдельная сводная таблица, что превращало получение аналитики за квартал или полгода в сложную задачу, а сравнение данных год к году – в практически невозможную, – вспоминает Евгений Стригас, генеральный директор ЗАО „ПрофитМед“. – От сотрудников требовалась длительная и кропотливая „ручная“ работа, и с ростом бизнеса ситуация становилась все более критичной». 
Кроме того, пользователи отчетов постоянно перегружали аналитическую базу новыми запросами и обновлениями данных. В результате генеральный директор компании стал инициатором внедрения BI-системы. 
«О возможностях QlikView мы узнали от одного из наших партнеров по фармацевтическому рынку – компании „ФораФарм“, – рассказывает Евгений Стригас. – Там работал энтузиаст – Сергей Покасов, который впоследствии переквалифицировался из директора по логистике в разработчики BI-приложений. Именно он рассказал нам о потенциале платформы и даже сделал пилотный проект, который не только меня, но и моих коллег убедил в том, что QlikView – это то решение, которое нам необходимо». 
От «пилота» до полета / На связи с КИС  
Пилотное приложение на QlikView позволяло анализировать продажи. Источником данных для него стала специализированная аналитическая база, которая ранее использовалась для работы со сводными таблицами. Приложение позволило сотрудникам компании получить доступ к данным за все периоды и строить на их основе простейшие визуализации. Также в рамках пилотного проекта к приложению подключили некоторые справочники ERP-системы. Как отмечают в компании, скорость работы, а также простота и удобство получения аналитики покорили специалистов «ПрофитМед», так что по итогам пилотного проекта выбор был окончательно сделан в пользу QlikView.
Одним из преимуществ платформы оказалась и простота разработки новых приложений, поэтому в компании было принято решение развивать систему самостоятельно. Лицензии были приобретены через Консультационную Группу АТК, к ее же специалистам обращались за консалтинговой поддержкой в случае необходимости. 
С 2013 по 2015 года в компании «ПрофитМед» было разработано много приложений. Так, доработано пилотное приложение по анализу продаж, созданы отдельные приложения для работы с информацией по закупкам, складу и логистике, финансами. Последнее позволяет проводить план-фактный анализ, анализ движения денежных средств, кэш-флоу, доходов и расходов.
Специалисты департамента маркетинга, основываясь на данных BI-системы, планируют проведение стимулирующих акций, анализируют, какие именно товары необходимо продвигать и какова результативность акций. Также BI-система позволяет генерировать отчеты для производителей продукции. 
Параллельно созданию приложений платформа QlikView была интегрирована в корпоративную информационную систему (КИС). Благодаря этому пользователь, пройдя процедуру аутентификации в КИС, может работать со всеми приложениями, которые ему необходимы – второй раз проходить аутентификацию для доступа к BI-системам не требуется. При этом сотрудники различных департаментов получают доступ только к выделенным приложениям – это прописано в правах доступа внутри КИС. Сервер QlikView используется как внешний поставщик аналитики через встроенный браузер.
Данные в QlikView поступают преимущественно из ERP-системы. Также информация периодически подгружается из таблиц Excel и базы 1С. Кроме того, используются и внешние аналитические данные. «На фармацевтическом рынке есть интеграторы, которые собирают данные по рынку и эту аналитику предоставляют заинтересованным компаниям. Мы собираем в QlikView в том числе и эту рыночную аналитику – она позволяет понимать, каково рыночное окружение и выстраивать продуктовую стратегию, – отмечает Евгений Стригас. – При сопоставлении собственных данных с рыночной аналитикой всегда находятся интересные нюансы, которые влияют на принятие решений. Раньше, чтобы сопоставить внешние данные с внутренними, тратились недели, делать это в ежедневном режиме было невозможно. Сейчас мы всю нужную информацию можем получать каждый день, так что QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка».
От QlikView к Qlik Sense / Взгляд в облака
По оценкам руководства «ПрофитМед», эффект от внедрения BI-платформы оправдал ожидания и даже превысил их. В компании отмечают, что сотрудники отделов маркетинга и закупок, которые постоянно работают с аналитикой QlikView, экономят порядка 30% времени, остальные – около 20%. Но важно не столько это, сколько увеличения качества аналитических данных: в компании теперь существует «единая версия правды», вся информация актуальна и оперативна. Кроме того, за счет средств разработки и дизайна QlikView внутри приложений реализован такой функционал, которого раньше было принципиально невозможно добиться. QlikView же позволяет получить всю нужную информацию в один-два клика.
«Для меня QlikView стал привычным рабочим инструментом. Если мне нужно посмотреть какие-то данные, я могу не обращаться к кому-то     , мне не трудно что-то     сделать самому. Когда у меня возникает какой-то вопрос, я захожу в приложение в режиме разработчика и получаю ответ для себя. Если я понимаю, что в ежедневном режиме продавцам или закупщикам также нужна эта информация, решение тиражируется для других пользователей, – резюмирует Евгений Стригас, также прошедший обучение разработке приложений на платформе QlikView. – В еженедельных совещаниях используем QlikView как стандарт аналитики – смотрим динамику, KPI и так далее. Через некоторое время после запуска проекта мы отключили сводные таблицы, перестали их обновлять, так что вариантов у сотрудников не осталось: QlikView используется всеми, кто работает с аналитикой». 
В ближайшее время в компании намерены начать использовать Qlik Sense, в том числе – для работы с ГИС. Первое тестирование работы решения с ГИС-картой уже прошло: удалось реализовать визуализацию продаж. Кроме того, планируется встроить аналитику на базе QlikView в корпоративный портал. Однако если разработкой приложений на платформе QlikView в компании занимались самостоятельно, то внедрение Qlik Sense планируется делать при помощи Консультационной группы АТК – это связано с тем, что решение новое и пока не очень знакомое.

04.07.2017, 232 просмотра.

Скачать QlikView: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере

Скачать Qlik Sense: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере