Клиент в деталях. QlikView повышает конкурентоспособность Mascotte


«QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка», – Евгений Стригас, генеральный директор компании «ПрофитМед». 
Компания «ПрофитМед» с 1994 года занимается дистрибуцией фармацевтической продукции. Головное предприятие компании находится в Москве, в современном офисно-складском комплексе, общей площадью 17 тыс. кв. м. В штате головного офиса – более 1 тыс. человек. Крупнейший филиал «ПрофитМед» работает в Санкт-Петербурге, а вся региональная структура компании включает 20 представительств на территории РФ. Стратегическая цель «ПрофитМед» – обеспечивать дистрибуцию минимум 5% всех фармацевтических препаратов на рынке РФ. 
От таблиц к BI-системе / Переход на личности 
Как и большинство активно растущих компаний, «ПрофитМед» для получения аналитических данных использовали, в основном, таблицы Microsoft Excel. Однако по мере укрупнения бизнеса, возможности такого подхода стали оказывать негативное влияние на работу сотрудников.
«Из-за того, что объемы данных в нашей ERP-системе выросли, мы вынуждены были „нарезать“ их помесячно, чтобы с ними можно было работать в сводных таблицах. Т.е. каждый месяц создавалась отдельная сводная таблица, что превращало получение аналитики за квартал или полгода в сложную задачу, а сравнение данных год к году – в практически невозможную, – вспоминает Евгений Стригас, генеральный директор ЗАО „ПрофитМед“. – От сотрудников требовалась длительная и кропотливая „ручная“ работа, и с ростом бизнеса ситуация становилась все более критичной». 
Кроме того, пользователи отчетов постоянно перегружали аналитическую базу новыми запросами и обновлениями данных. В результате генеральный директор компании стал инициатором внедрения BI-системы. 
«О возможностях QlikView мы узнали от одного из наших партнеров по фармацевтическому рынку – компании „ФораФарм“, – рассказывает Евгений Стригас. – Там работал энтузиаст – Сергей Покасов, который впоследствии переквалифицировался из директора по логистике в разработчики BI-приложений. Именно он рассказал нам о потенциале платформы и даже сделал пилотный проект, который не только меня, но и моих коллег убедил в том, что QlikView – это то решение, которое нам необходимо». 
От «пилота» до полета / На связи с КИС  
Пилотное приложение на QlikView позволяло анализировать продажи. Источником данных для него стала специализированная аналитическая база, которая ранее использовалась для работы со сводными таблицами. Приложение позволило сотрудникам компании получить доступ к данным за все периоды и строить на их основе простейшие визуализации. Также в рамках пилотного проекта к приложению подключили некоторые справочники ERP-системы. Как отмечают в компании, скорость работы, а также простота и удобство получения аналитики покорили специалистов «ПрофитМед», так что по итогам пилотного проекта выбор был окончательно сделан в пользу QlikView.
Одним из преимуществ платформы оказалась и простота разработки новых приложений, поэтому в компании было принято решение развивать систему самостоятельно. Лицензии были приобретены через Консультационную Группу АТК, к ее же специалистам обращались за консалтинговой поддержкой в случае необходимости. 
С 2013 по 2015 года в компании «ПрофитМед» было разработано много приложений. Так, доработано пилотное приложение по анализу продаж, созданы отдельные приложения для работы с информацией по закупкам, складу и логистике, финансами. Последнее позволяет проводить план-фактный анализ, анализ движения денежных средств, кэш-флоу, доходов и расходов.
Специалисты департамента маркетинга, основываясь на данных BI-системы, планируют проведение стимулирующих акций, анализируют, какие именно товары необходимо продвигать и какова результативность акций. Также BI-система позволяет генерировать отчеты для производителей продукции. 
Параллельно созданию приложений платформа QlikView была интегрирована в корпоративную информационную систему (КИС). Благодаря этому пользователь, пройдя процедуру аутентификации в КИС, может работать со всеми приложениями, которые ему необходимы – второй раз проходить аутентификацию для доступа к BI-системам не требуется. При этом сотрудники различных департаментов получают доступ только к выделенным приложениям – это прописано в правах доступа внутри КИС. Сервер QlikView используется как внешний поставщик аналитики через встроенный браузер.
Данные в QlikView поступают преимущественно из ERP-системы. Также информация периодически подгружается из таблиц Excel и базы 1С. Кроме того, используются и внешние аналитические данные. «На фармацевтическом рынке есть интеграторы, которые собирают данные по рынку и эту аналитику предоставляют заинтересованным компаниям. Мы собираем в QlikView в том числе и эту рыночную аналитику – она позволяет понимать, каково рыночное окружение и выстраивать продуктовую стратегию, – отмечает Евгений Стригас. – При сопоставлении собственных данных с рыночной аналитикой всегда находятся интересные нюансы, которые влияют на принятие решений. Раньше, чтобы сопоставить внешние данные с внутренними, тратились недели, делать это в ежедневном режиме было невозможно. Сейчас мы всю нужную информацию можем получать каждый день, так что QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка».
От QlikView к Qlik Sense / Взгляд в облака
По оценкам руководства «ПрофитМед», эффект от внедрения BI-платформы оправдал ожидания и даже превысил их. В компании отмечают, что сотрудники отделов маркетинга и закупок, которые постоянно работают с аналитикой QlikView, экономят порядка 30% времени, остальные – около 20%. Но важно не столько это, сколько увеличения качества аналитических данных: в компании теперь существует «единая версия правды», вся информация актуальна и оперативна. Кроме того, за счет средств разработки и дизайна QlikView внутри приложений реализован такой функционал, которого раньше было принципиально невозможно добиться. QlikView же позволяет получить всю нужную информацию в один-два клика.
«Для меня QlikView стал привычным рабочим инструментом. Если мне нужно посмотреть какие-то данные, я могу не обращаться к кому-то    , мне не трудно что-то    сделать самому. Когда у меня возникает какой-то вопрос, я захожу в приложение в режиме разработчика и получаю ответ для себя. Если я понимаю, что в ежедневном режиме продавцам или закупщикам также нужна эта информация, решение тиражируется для других пользователей, – резюмирует Евгений Стригас, также прошедший обучение разработке приложений на платформе QlikView. – В еженедельных совещаниях используем QlikView как стандарт аналитики – смотрим динамику, KPI и так далее. Через некоторое время после запуска проекта мы отключили сводные таблицы, перестали их обновлять, так что вариантов у сотрудников не осталось: QlikView используется всеми, кто работает с аналитикой». 
В ближайшее время в компании намерены начать использовать Qlik Sense, в том числе – для работы с ГИС. Первое тестирование работы решения с ГИС-картой уже прошло: удалось реализовать визуализацию продаж. Кроме того, планируется встроить аналитику на базе QlikView в корпоративный портал. Однако если разработкой приложений на платформе QlikView в компании занимались самостоятельно, то внедрение Qlik Sense планируется делать при помощи Консультационной группы АТК – это связано с тем, что решение новое и пока не очень знакомое.

«Несмотря на изменения в бизнес-процессах система QlikView ежедневно представляет сотрудникам компании точные данные в нужной форме», – Дмитрий Сапрыкин, председатель совета директоров компании Mascotte.

Mascotte – динамично развивающийся бренд женской и мужской обуви и аксессуаров, более 10 лет присутствующий на международном рынке. Владельцем бренда Mascotte является австрийская компания Markenmanagement MS GmbH, которая уделяет особое внимание инвестициям в его будущее, используя опыт лучших международных экспертов в индустрии моды. В России бренд появился в 2000 году и тогда же открыл в Москве свое представительство. Mascotte активно расширяет рынки сбыта своей продукции за счет развития онлайн торговли и продажи франшизы. На сегодняшний день салоны Mascotte работают более чем в 30 городах России.

В поисках конкурентного преимущества

«Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке fashion-ритейла, компании должны не только предлагать качественную и красивую продукцию, но и точно понимать, что она найдет своего покупателя, – рассказывает Светлана Силкина, аналитик по ассортиментному планированию компании Mascotte. – Нам необходимо знать, на что именно сейчас есть спрос, от каких параметров продукции он зависит: например, какого цвета босоножки продаются лучше в отдельно взятом магазине или регионе, как стиль (sport, fashion, casual) влияет на оптимальное заполнение матрицы (зала) магазина, ведь в каждом регионе и даже магазине свой покупатель. А введение политики ценовых третей для магазинов и регионов значительно повышает оборачиваемость. Все это стороннему наблюдателю может показаться неважной мелочью, а для нас является значимыми факторами влияния на спрос. Однако получить такую информацию при тех объемах продаж, которых мы достигли к началу проекта в 2013 году, было сложно. Именно поэтому мы задумались о поиске BI-системы. Системы типа BI для розничных компаний уже давно являются базовыми, они так же, как ERP или POS-системы, должны использоваться в повседневной работе».

Несмотря на то, что работа с аналитическими данными в Mascotte велась давно, компанию многое не устраивало в этом процессе. В частности, различные источники данных большого объема и ручное формирование отчетов приводили к множеству проблем, вплоть до невозможности получить нужную информацию в разумные сроки. Кроме того, в компании не было согласованной методики расчета показателей, единой «версии правды», что отражалось на принятии решений. BI-система должна была решить все эти проблемы.

В результате приняли решение о внедрении BI-платформы и выбор был сделан в пользу QlikView, так как она более полно соответствовала требованиям компании.

«Нас привлекли особые возможности быстрого внедрения системы, простого обучения сотрудников и работы с данными без привлечения департамента IT. Своих специалистов по бизнес-аналитике у нас не было, поэтому мы опирались на партнера с наилучшим опытом и компетенциями, – рассказывает Дмитрий Сапрыкин. – Эксперты компании АТК всего за 2 дня разработали пилотное приложение для анализа продаж на основе данных за четыре сезона. Благодаря этому мы на деле убедились в возможностях платформы».

Путем эволюции

С 2013 года BI-система в компании Mascotte развивалась эволюционно. Это было обусловлено тем, что в течение трех лет по мере накопления данных и отчетов у руководства и пользователей возникло понимание вариантов эффективной работы с системой.

Изначально приложения на базе QlikView создавались совместно с партнером, «Консультационной группой АТК». По мере развития системы наработанная компетенция IT-специалистов Mascotte, прошедших специализированное обучение от АТК, позволила перейти на разработку собственными силами.

В ходе проекта были разработаны блоки коммерческой и клиентской аналитики. Система используется подразделениями товарного планирования, управления розничной сетью, маркетинга и финансов. Данные в BI-систему поступают из «выгрузок» из нескольких баз 1С, кассовых систем, базы счетчиков посетителей, планов продаж и других систем.

За время реализации проекта в компании многое изменилось. В частности, в 2015 году был модифицирован подход к сбору фактических данных: вместо прямой интеграции BI-системы с источниками данных стали использовать архитектуру классического хранилища данных.

Благодаря новому подходу при загрузке данных из рабочих баз 1С особое внимание уделено контролю корректности полученных данных, разработан независимый контур автоматической сверки данных источников, QlikView и промежуточного хранилища. О технических сбоях специалисты ИТ узнают от системы мониторинга, а не от бизнес-пользователей.

Готовность к цифровой трансформации

«QlikView заняла место инструмента формирования единой аналитической отчетности компании, который собирает и подготавливает все основные аналитические показатели для принятия решения по ассортименту, товару, маркетинговым акциям. В том числе в системе рассчитываются остатки, производные от них показатели и другие сложные аналитики, – рассказывает Евгений Шляпин, директор департамента ИТ. – Не все наши ожидания оправдались: QlikView не стал полноценной системой ассортиментного планирования, как мы ожидали изначально, но она принесла и продолжает приносить пользу бизнесу. В частности, при подготовке бюджета закупки менеджер получает все необходимые данные в приложении QlikView, по клику, и больше времени посвящает анализу для принятия эффективных решений, а не сведению многочисленных выгрузок из системы, как было раньше».

Так, BI-система привела к оптимизации данных, в том числе исторических. Периодически приходится возвращаться к вопросам по корректности фактических данных и очистке мастер-данных, так как QlikView отлично выявляет огрехи, допущенные на предыдущих этапах формирования данных.

В компании несколько инструментов для формирования отчетности: это и QlikView, и ERP-платформа 1С, где, например, генерируется ежедневная стандартная розничная отчетность для всех магазинов. При этом представители компании отмечают, что платформа QlikView показала себя более эффективным инструментом при работе с «тяжелыми» показателями и расширенной аналитикой, поэтому именно QlikView используется для работы в таких сложных случаях.

Важным результатом использования новой BI-системы стала возможность для менеджеров компании уделять больше внимания ключевым бизнес-процессам, а не тратить время на подготовку отчетов.

В Mascotte уверены, что BI на базе QlikView отлично адаптируется к изменениям, происходящим в компании. За время с начала эксплуатации решения, бизнес ритейлера изменился: добавился новый канал продаж e-commerce, пришло осмысление OMNI Channel, появилась новая программа лояльности, оптимизировались бизнес-процессы, изменился ландшафт учетных систем. Несмотря на все изменения в бизнес-процессах, система QlikView ежедневно представляет сотрудникам компании точные данные в нужной форме, а затраты на лицензии и оборудование продолжают приносить отдачу.

Mascotte проводит дальнейшую цифровую трансформацию бизнеса, и руководство компании уверено, что QlikView помогает в этом процессе.

 

«Мы планируем развивать имеющиеся аналитические модели, будем настраивать новые показатели и разрабатывать дополнительные отчеты на основе имеющихся и новых источников e-commerce, например, статистики Google Analytics», — рассказывает Михаил Туркин, руководитель проекта развития QlikView в компании Mascotte.

01.12.2016, 863 просмотра.

Скачать QlikView: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере

Скачать Qlik Sense: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере