BNS Group: QlikView для управления fashion-бизнесом

«QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка», – Евгений Стригас, генеральный директор компании «ПрофитМед». 
Компания «ПрофитМед» с 1994 года занимается дистрибуцией фармацевтической продукции. Головное предприятие компании находится в Москве, в современном офисно-складском комплексе, общей площадью 17 тыс. кв. м. В штате головного офиса – более 1 тыс. человек. Крупнейший филиал «ПрофитМед» работает в Санкт-Петербурге, а вся региональная структура компании включает 20 представительств на территории РФ. Стратегическая цель «ПрофитМед» – обеспечивать дистрибуцию минимум 5% всех фармацевтических препаратов на рынке РФ. 
От таблиц к BI-системе / Переход на личности 
Как и большинство активно растущих компаний, «ПрофитМед» для получения аналитических данных использовали, в основном, таблицы Microsoft Excel. Однако по мере укрупнения бизнеса, возможности такого подхода стали оказывать негативное влияние на работу сотрудников.
«Из-за того, что объемы данных в нашей ERP-системе выросли, мы вынуждены были „нарезать“ их помесячно, чтобы с ними можно было работать в сводных таблицах. Т.е. каждый месяц создавалась отдельная сводная таблица, что превращало получение аналитики за квартал или полгода в сложную задачу, а сравнение данных год к году – в практически невозможную, – вспоминает Евгений Стригас, генеральный директор ЗАО „ПрофитМед“. – От сотрудников требовалась длительная и кропотливая „ручная“ работа, и с ростом бизнеса ситуация становилась все более критичной». 
Кроме того, пользователи отчетов постоянно перегружали аналитическую базу новыми запросами и обновлениями данных. В результате генеральный директор компании стал инициатором внедрения BI-системы. 
«О возможностях QlikView мы узнали от одного из наших партнеров по фармацевтическому рынку – компании „ФораФарм“, – рассказывает Евгений Стригас. – Там работал энтузиаст – Сергей Покасов, который впоследствии переквалифицировался из директора по логистике в разработчики BI-приложений. Именно он рассказал нам о потенциале платформы и даже сделал пилотный проект, который не только меня, но и моих коллег убедил в том, что QlikView – это то решение, которое нам необходимо». 
От «пилота» до полета / На связи с КИС  
Пилотное приложение на QlikView позволяло анализировать продажи. Источником данных для него стала специализированная аналитическая база, которая ранее использовалась для работы со сводными таблицами. Приложение позволило сотрудникам компании получить доступ к данным за все периоды и строить на их основе простейшие визуализации. Также в рамках пилотного проекта к приложению подключили некоторые справочники ERP-системы. Как отмечают в компании, скорость работы, а также простота и удобство получения аналитики покорили специалистов «ПрофитМед», так что по итогам пилотного проекта выбор был окончательно сделан в пользу QlikView.
Одним из преимуществ платформы оказалась и простота разработки новых приложений, поэтому в компании было принято решение развивать систему самостоятельно. Лицензии были приобретены через Консультационную Группу АТК, к ее же специалистам обращались за консалтинговой поддержкой в случае необходимости. 
С 2013 по 2015 года в компании «ПрофитМед» было разработано много приложений. Так, доработано пилотное приложение по анализу продаж, созданы отдельные приложения для работы с информацией по закупкам, складу и логистике, финансами. Последнее позволяет проводить план-фактный анализ, анализ движения денежных средств, кэш-флоу, доходов и расходов.
Специалисты департамента маркетинга, основываясь на данных BI-системы, планируют проведение стимулирующих акций, анализируют, какие именно товары необходимо продвигать и какова результативность акций. Также BI-система позволяет генерировать отчеты для производителей продукции. 
Параллельно созданию приложений платформа QlikView была интегрирована в корпоративную информационную систему (КИС). Благодаря этому пользователь, пройдя процедуру аутентификации в КИС, может работать со всеми приложениями, которые ему необходимы – второй раз проходить аутентификацию для доступа к BI-системам не требуется. При этом сотрудники различных департаментов получают доступ только к выделенным приложениям – это прописано в правах доступа внутри КИС. Сервер QlikView используется как внешний поставщик аналитики через встроенный браузер.
Данные в QlikView поступают преимущественно из ERP-системы. Также информация периодически подгружается из таблиц Excel и базы 1С. Кроме того, используются и внешние аналитические данные. «На фармацевтическом рынке есть интеграторы, которые собирают данные по рынку и эту аналитику предоставляют заинтересованным компаниям. Мы собираем в QlikView в том числе и эту рыночную аналитику – она позволяет понимать, каково рыночное окружение и выстраивать продуктовую стратегию, – отмечает Евгений Стригас. – При сопоставлении собственных данных с рыночной аналитикой всегда находятся интересные нюансы, которые влияют на принятие решений. Раньше, чтобы сопоставить внешние данные с внутренними, тратились недели, делать это в ежедневном режиме было невозможно. Сейчас мы всю нужную информацию можем получать каждый день, так что QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка».
От QlikView к Qlik Sense / Взгляд в облака
По оценкам руководства «ПрофитМед», эффект от внедрения BI-платформы оправдал ожидания и даже превысил их. В компании отмечают, что сотрудники отделов маркетинга и закупок, которые постоянно работают с аналитикой QlikView, экономят порядка 30% времени, остальные – около 20%. Но важно не столько это, сколько увеличения качества аналитических данных: в компании теперь существует «единая версия правды», вся информация актуальна и оперативна. Кроме того, за счет средств разработки и дизайна QlikView внутри приложений реализован такой функционал, которого раньше было принципиально невозможно добиться. QlikView же позволяет получить всю нужную информацию в один-два клика.
«Для меня QlikView стал привычным рабочим инструментом. Если мне нужно посмотреть какие-то данные, я могу не обращаться к кому-то  , мне не трудно что-то  сделать самому. Когда у меня возникает какой-то вопрос, я захожу в приложение в режиме разработчика и получаю ответ для себя. Если я понимаю, что в ежедневном режиме продавцам или закупщикам также нужна эта информация, решение тиражируется для других пользователей, – резюмирует Евгений Стригас, также прошедший обучение разработке приложений на платформе QlikView. – В еженедельных совещаниях используем QlikView как стандарт аналитики – смотрим динамику, KPI и так далее. Через некоторое время после запуска проекта мы отключили сводные таблицы, перестали их обновлять, так что вариантов у сотрудников не осталось: QlikView используется всеми, кто работает с аналитикой». 
В ближайшее время в компании намерены начать использовать Qlik Sense, в том числе – для работы с ГИС. Первое тестирование работы решения с ГИС-картой уже прошло: удалось реализовать визуализацию продаж. Кроме того, планируется встроить аналитику на базе QlikView в корпоративный портал. Однако если разработкой приложений на платформе QlikView в компании занимались самостоятельно, то внедрение Qlik Sense планируется делать при помощи Консультационной группы АТК – это связано с тем, что решение новое и пока не очень знакомое.

Компания BNS Group является одним из лидеров рынка модной одежды и аксессуаров в России, Украине и Казахстане. В 1997 году компания открыла первый магазин MEXX в России, а сегодня BNS Group управляет 10 мировыми fashion-брендами, более 200 магазинами в 60 городах и 3 странах. BNS Group является представителем таких ведущих мировых брендов как MEXX, Calvin Klein, Topshop, Michael Kors и POLO Ralph Lauren.

Большому бизнесу – большая аналитика

В 2012 году в BNS Group произошло много важных событий – запуск интернет-магазина MEXX, начало сотрудничества с брендом Michel Kors и выход на рынок Казахстана. Естественно, такие масштабные изменения в бизнесе сказались и на ИТ – увеличилась нагрузка как с точки зрения поддержки систем, так и с точки зрения предоставления отчетности по существующим и новым направлениям бизнеса. Для получения отчетности в BNS Group использовалась технология OLAP, которая нуждалась в постоянном внимании со стороны ИТ-департамента, дополнении данных в кубах пользовательскими Excel-файлами и имела ограниченные возможности по оперативному представлению аналитики.

В связи с этим руководством было принято решение о поиске программного продукта, который бы предоставил удобный и эффективный инструмент для визуализации аналитических данных, поступающих из различных подразделений компании и магазинов. По итогам мониторинга аналитических систем, в BNS Group остановились на платформе QlikView. «На этапе выбора BI-инструмента, мы сразу рассматривали не BI-системы как таковые, а аналитические решения для fashion-ритейла и дистрибьюции. В пользу решения АТК QlikView for Retail сыграла в первую очередь широкая функциональность, заточенная под бизнес-задачи модного ритейла. Консультационная Группа АТК смогла продемонстрировать не только богатый функционал, но и успешно работающие инсталляции в fashion-компаниях. Кроме того, нам понравилась система QlikView с технологической точки зрения: in-memory обработки данных, гибкости разработки и внесения изменений», — комментирует выбор системы директор департамента информационных технологий BNS Group, Владимир Шаталов.

Этапы проекта по QlikView

Проект внедрения QlikView был изначально инициирован департаментами ИТ и финансов, а затем к развитию функционала решения активно подключился и коммерческий департамент. Именно поэтому внедрение аналитической системы проходило в BNS Group в два этапа.

В 2014 году завершился первый проект по QlikView, в котором были заинтересованы финансисты – детальная аналитика по продажам, товародвижению и выполнению бюджета. В рамках этого проекта появилась основа для дальнейшего развития бизнес-аналитики: специалисты Консультационной Группы АТК создали единую аналитическую модель из более чем 10 источников данных, в том числе из основной ERP-системы компании, Microsoft Dynamics NAV, системы бюджетирования Prophix, кассовых систем, счетчиков посетителей магазинов, а также файлов Excel. Разработанное на этом этапе аналитическое приложение QlikView предоставляет расширенную аналитику по оптовым и розничным продажам, картам лояльности и товародвижению, с возможностью отследить жизненный цикл отдельного артикула. Приложение включает порядка 150 различных аналитических показателей и учитывает оборачиваемость товара, выполнение бюджета продаж в разрезе брендов и товарных групп, конверсию, сезонность спроса и экономическую эффективность распродаж.

Помимо стандартных приложений для продвинутых аналитиков BNS Group был разработан гибкий отчет, который включает все возможные показатели по продажам и товародвижению с функционалом самостоятельного построения визуализации.

В рамках второй волны развития решения в 2015 году на QlikView реализовали специализированные коммерческие отчеты для управления политикой и маржинальностью скидок, а также товарными запасами магазинов.

Барометр продаж и политики скидок

После успешного внедрения основного функционала системы в 2014 году, коммерческий директор запустил проект по разработке трех ключевых аналитических отчетов для своего департамента – по структуре реализации товаров, политике распродаж и правилам распределения товаров по магазинам.

Отчет по структуре продаж включает основные показатели, которые анализируются коммерческим департаментом – продажи по коллекциям, товарным категориям, группам и подгруппам, текущему выполнению бюджета продаж и объему потерь на скидках. Также есть возможность нажатием одной кнопки вывести группу дополнительных показателей для аналитики и выявить скрытые причины трендов. Использование этого отчета обеспечивает всю коммерческую команду единым видением ситуации и возможностью принимать бизнес-решения по четкой системе KPI.

«Очень интересное решение, которое у нас получилось реализовать на QlikView – отчет Sell-Out. Это своего рода рекомендательный сервис, который помогает нам управлять политикой скидок, сохраняя максимально возможную маржинальность. QlikView прогнозирует продажи до конца сезона на основе текущего объема продаж и данных по выполнению плана. После этого, в соответствии с заложенной нашими коммерсантами логикой и стадией жизненного цикла товара, QlikView предлагает такую скидку, чтобы к концу сезона выйти на забюджетированный уровень продаж с минимальными потерями маржи. На сегодняшний день приложение оттестировано „в бою“ и уже помогло нам снизить потери на распродажах. В ближайшее время коммерческий директор планирует лично утверждать только отклонения от плана скидок, предложенного QlikView», — рассказывает Владимир Шаталов, ИТ-директор BNS Group.

Также в приложении QlikView коммерческий департамент отслеживает наличие товара в каждом из 200 магазинов сети и может гибко управлять завозом нового товара, в соответствии с текущей оборачиваемостью, планом распродаж и размерной горкой.

Результаты проекта

На данный момент с QlikView в BNS Group работают бренд-менеджеры, аналитики коммерческого департамента, сотрудники отделов финансов, продаж и закупок. Аналитику используют более 50 пользователей в головном офисе компании.

Кроме того, в QlikView интегрирована вся корпоративная информация по продажам, бюджетам, закупкам и товародвижению, что помогает не только в повседневной работе сотрудников компании, но и в нестандартных ситуациях. Так, Владимир Шаталов рассказывает о следующем случае: «При угрозе санкций, нам нужно было срочно определить географию поставок и понять, с каким процентом товаров по каким брендам могут быть проблемы в связи со страной их происхождения. Такой отчет, единый по всем нашим десяти брендам, в течении 5 минут мы смогли получить в QlikView.

Среди наиболее существенных результатов в BNS Group называют сокращение времени получения данных конечными пользователями и рост количества аналитических отчетов. По данным компании, благодаря внедрению решения АТК QlikView for Retail, удалось значительно повысить уровень детализации аналитической информации, стандартизировать форму отчетов и найти дополнительные области для повышения эффективности и прибыльности бизнеса. „С решением QlikView, разработанным специалистами Консультационной Группы АТК, мы получили удобное решение, которое помогает отслеживать важные бизнес-показатели, планировать коллекции, оперативно открывать магазины. Полученные результаты вдохновляют нас на новые шаги в развитии бизнеса на рынках России, Казахстана и Украины“, — комментирует результаты проекта Владимир Шаталов.

Планы по QlikView

 

В дальнейших планах компании BNS Group – разделить существующее комплексное приложение на отдельные аналитические отчеты для групп пользователей по продажам, товарной аналитике и финансам, чтобы снизить нагрузку на аналитический сервер и повысить удобство работы пользователей. Кроме того, планируется дальнейшее развитие функционала системыдля департамента HR и департамента складской логистики.  

01.04.2016, 817 просмотров.

Скачать QlikView: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере

Скачать Qlik Sense: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере