Атака на конкурентов. QlikVew поможет «ПрофитМед» увеличить долю рынка

 

«QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка», – Евгений Стригас, генеральный директор компании «ПрофитМед». 
Компания «ПрофитМед» с 1994 года занимается дистрибуцией фармацевтической продукции. Головное предприятие компании находится в Москве, в современном офисно-складском комплексе, общей площадью 17 тыс. кв. м. В штате головного офиса – более 1 тыс. человек. Крупнейший филиал «ПрофитМед» работает в Санкт-Петербурге, а вся региональная структура компании включает 20 представительств на территории РФ. Стратегическая цель «ПрофитМед» – обеспечивать дистрибуцию минимум 5% всех фармацевтических препаратов на рынке РФ. 
От таблиц к BI-системе / Переход на личности 
Как и большинство активно растущих компаний, «ПрофитМед» для получения аналитических данных использовали, в основном, таблицы Microsoft Excel. Однако по мере укрупнения бизнеса, возможности такого подхода стали оказывать негативное влияние на работу сотрудников.
«Из-за того, что объемы данных в нашей ERP-системе выросли, мы вынуждены были „нарезать“ их помесячно, чтобы с ними можно было работать в сводных таблицах. Т.е. каждый месяц создавалась отдельная сводная таблица, что превращало получение аналитики за квартал или полгода в сложную задачу, а сравнение данных год к году – в практически невозможную, – вспоминает Евгений Стригас, генеральный директор ЗАО „ПрофитМед“. – От сотрудников требовалась длительная и кропотливая „ручная“ работа, и с ростом бизнеса ситуация становилась все более критичной». 
Кроме того, пользователи отчетов постоянно перегружали аналитическую базу новыми запросами и обновлениями данных. В результате генеральный директор компании стал инициатором внедрения BI-системы. 
«О возможностях QlikView мы узнали от одного из наших партнеров по фармацевтическому рынку – компании „ФораФарм“, – рассказывает Евгений Стригас. – Там работал энтузиаст – Сергей Покасов, который впоследствии переквалифицировался из директора по логистике в разработчики BI-приложений. Именно он рассказал нам о потенциале платформы и даже сделал пилотный проект, который не только меня, но и моих коллег убедил в том, что QlikView – это то решение, которое нам необходимо». 
От «пилота» до полета / На связи с КИС  
Пилотное приложение на QlikView позволяло анализировать продажи. Источником данных для него стала специализированная аналитическая база, которая ранее использовалась для работы со сводными таблицами. Приложение позволило сотрудникам компании получить доступ к данным за все периоды и строить на их основе простейшие визуализации. Также в рамках пилотного проекта к приложению подключили некоторые справочники ERP-системы. Как отмечают в компании, скорость работы, а также простота и удобство получения аналитики покорили специалистов «ПрофитМед», так что по итогам пилотного проекта выбор был окончательно сделан в пользу QlikView.
Одним из преимуществ платформы оказалась и простота разработки новых приложений, поэтому в компании было принято решение развивать систему самостоятельно. Лицензии были приобретены через Консультационную Группу АТК, к ее же специалистам обращались за консалтинговой поддержкой в случае необходимости. 
С 2013 по 2015 года в компании «ПрофитМед» было разработано много приложений. Так, доработано пилотное приложение по анализу продаж, созданы отдельные приложения для работы с информацией по закупкам, складу и логистике, финансами. Последнее позволяет проводить план-фактный анализ, анализ движения денежных средств, кэш-флоу, доходов и расходов.
Специалисты департамента маркетинга, основываясь на данных BI-системы, планируют проведение стимулирующих акций, анализируют, какие именно товары необходимо продвигать и какова результативность акций. Также BI-система позволяет генерировать отчеты для производителей продукции. 
Параллельно созданию приложений платформа QlikView была интегрирована в корпоративную информационную систему (КИС). Благодаря этому пользователь, пройдя процедуру аутентификации в КИС, может работать со всеми приложениями, которые ему необходимы – второй раз проходить аутентификацию для доступа к BI-системам не требуется. При этом сотрудники различных департаментов получают доступ только к выделенным приложениям – это прописано в правах доступа внутри КИС. Сервер QlikView используется как внешний поставщик аналитики через встроенный браузер.
Данные в QlikView поступают преимущественно из ERP-системы. Также информация периодически подгружается из таблиц Excel и базы 1С. Кроме того, используются и внешние аналитические данные. «На фармацевтическом рынке есть интеграторы, которые собирают данные по рынку и эту аналитику предоставляют заинтересованным компаниям. Мы собираем в QlikView в том числе и эту рыночную аналитику – она позволяет понимать, каково рыночное окружение и выстраивать продуктовую стратегию, – отмечает Евгений Стригас. – При сопоставлении собственных данных с рыночной аналитикой всегда находятся интересные нюансы, которые влияют на принятие решений. Раньше, чтобы сопоставить внешние данные с внутренними, тратились недели, делать это в ежедневном режиме было невозможно. Сейчас мы всю нужную информацию можем получать каждый день, так что QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка».
От QlikView к Qlik Sense / Взгляд в облака
По оценкам руководства «ПрофитМед», эффект от внедрения BI-платформы оправдал ожидания и даже превысил их. В компании отмечают, что сотрудники отделов маркетинга и закупок, которые постоянно работают с аналитикой QlikView, экономят порядка 30% времени, остальные – около 20%. Но важно не столько это, сколько увеличения качества аналитических данных: в компании теперь существует «единая версия правды», вся информация актуальна и оперативна. Кроме того, за счет средств разработки и дизайна QlikView внутри приложений реализован такой функционал, которого раньше было принципиально невозможно добиться. QlikView же позволяет получить всю нужную информацию в один-два клика.
«Для меня QlikView стал привычным рабочим инструментом. Если мне нужно посмотреть какие-то данные, я могу не обращаться к кому-то , мне не трудно что-то сделать самому. Когда у меня возникает какой-то вопрос, я захожу в приложение в режиме разработчика и получаю ответ для себя. Если я понимаю, что в ежедневном режиме продавцам или закупщикам также нужна эта информация, решение тиражируется для других пользователей, – резюмирует Евгений Стригас, также прошедший обучение разработке приложений на платформе QlikView. – В еженедельных совещаниях используем QlikView как стандарт аналитики – смотрим динамику, KPI и так далее. Через некоторое время после запуска проекта мы отключили сводные таблицы, перестали их обновлять, так что вариантов у сотрудников не осталось: QlikView используется всеми, кто работает с аналитикой». 
В ближайшее время в компании намерены начать использовать Qlik Sense, в том числе – для работы с ГИС. Первое тестирование работы решения с ГИС-картой уже прошло: удалось реализовать визуализацию продаж. Кроме того, планируется встроить аналитику на базе QlikView в корпоративный портал. Однако если разработкой приложений на платформе QlikView в компании занимались самостоятельно, то внедрение Qlik Sense планируется делать при помощи Консультационной группы АТК – это связано с тем, что решение новое и пока не очень знакомое.

«QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка», Евгений Стригас, генеральный директор компании «ПрофитМед».

Компания «ПрофитМед» с 1994 года занимается дистрибуцией фармацевтической продукции. Головное предприятие компании находится в Москве, в современном офисно-складском комплексе, общей площадью 17 тыс. кв. м. В штате головного офиса – более 1 тыс. человек. Крупнейший филиал «ПрофитМед» работает в Санкт-Петербурге, а вся региональная структура компании включает 20 представительств на территории РФ. Стратегическая цель «ПрофитМед» – обеспечивать дистрибуцию минимум 5% всех фармацевтических препаратов на рынке РФ. 

От таблиц к BI-системе / Переход на личности

Как и большинство активно растущих компаний, «ПрофитМед» для получения аналитических данных использовали, в основном, таблицы Microsoft Excel. Однако по мере укрупнения бизнеса, возможности такого подхода стали оказывать негативное влияние на работу сотрудников.

«Из-за того, что объемы данных в нашей ERP-системе выросли, мы вынуждены были „нарезать“ их помесячно, чтобы с ними можно было работать в сводных таблицах. Т.е. каждый месяц создавалась отдельная сводная таблица, что превращало получение аналитики за квартал или полгода в сложную задачу, а сравнение данных год к году – в практически невозможную, – вспоминает Евгений Стригас, генеральный директор ЗАО „ПрофитМед“. – От сотрудников требовалась длительная и кропотливая „ручная“ работа, и с ростом бизнеса ситуация становилась все более критичной».

Кроме того, пользователи отчетов постоянно перегружали аналитическую базу новыми запросами и обновлениями данных. В результате генеральный директор компании стал инициатором внедрения BI-системы.

«О возможностях QlikView мы узнали от одного из наших партнеров по фармацевтическому рынку – компании „ФораФарм“, – рассказывает Евгений Стригас. – Там работал энтузиаст – Сергей Покасов, который впоследствии переквалифицировался из директора по логистике в разработчики BI-приложений. Именно он рассказал нам о потенциале платформы и даже сделал пилотный проект, который не только меня, но и моих коллег убедил в том, что QlikView – это то решение, которое нам необходимо».

От «пилота» до полета / На связи с КИС  

Пилотное приложение на QlikView позволяло анализировать продажи. Источником данных для него стала специализированная аналитическая база, которая ранее использовалась для работы со сводными таблицами. Приложение позволило сотрудникам компании получить доступ к данным за все периоды и строить на их основе простейшие визуализации. Также в рамках пилотного проекта к приложению подключили некоторые справочники ERP-системы. Как отмечают в компании, скорость работы, а также простота и удобство получения аналитики покорили специалистов «ПрофитМед», так что по итогам пилотного проекта выбор был окончательно сделан в пользу QlikView.

Одним из преимуществ платформы оказалась и простота разработки новых приложений, поэтому в компании было принято решение развивать систему самостоятельно. Лицензии были приобретены через Консультационную Группу АТК, к ее же специалистам обращались за консалтинговой поддержкой в случае необходимости.

С 2013 по 2015 года в компании «ПрофитМед» было разработано много приложений. Так, доработано пилотное приложение по анализу продаж, созданы отдельные приложения для работы с информацией по закупкам, складу и логистике, финансами. Последнее позволяет проводить план-фактный анализ, анализ движения денежных средств, кэш-флоу, доходов и расходов.

Специалисты департамента маркетинга, основываясь на данных BI-системы, планируют проведение стимулирующих акций, анализируют, какие именно товары необходимо продвигать и какова результативность акций. Также BI-система позволяет генерировать отчеты для производителей продукции. 

Параллельно созданию приложений платформа QlikView была интегрирована в корпоративную информационную систему (КИС). Благодаря этому пользователь, пройдя процедуру аутентификации в КИС, может работать со всеми приложениями, которые ему необходимы – второй раз проходить аутентификацию для доступа к BI-системам не требуется. При этом сотрудники различных департаментов получают доступ только к выделенным приложениям – это прописано в правах доступа внутри КИС. Сервер QlikView используется как внешний поставщик аналитики через встроенный браузер.

Данные в QlikView поступают преимущественно из ERP-системы. Также информация периодически подгружается из таблиц Excel и базы 1С. Кроме того, используются и внешние аналитические данные. «На фармацевтическом рынке есть интеграторы, которые собирают данные по рынку и эту аналитику предоставляют заинтересованным компаниям. Мы собираем в QlikView в том числе и эту рыночную аналитику – она позволяет понимать, каково рыночное окружение и выстраивать продуктовую стратегию, – отмечает Евгений Стригас. – При сопоставлении собственных данных с рыночной аналитикой всегда находятся интересные нюансы, которые влияют на принятие решений. Раньше, чтобы сопоставить внешние данные с внутренними, тратились недели, делать это в ежедневном режиме было невозможно. Сейчас мы всю нужную информацию можем получать каждый день, так что QlikView дает нам возможность быть на полшага впереди рынка».

От QlikView к Qlik Sense / Взгляд в облака

По оценкам руководства «ПрофитМед», эффект от внедрения BI-платформы оправдал ожидания и даже превысил их. В компании отмечают, что сотрудники отделов маркетинга и закупок, которые постоянно работают с аналитикой QlikView, экономят порядка 30% времени, остальные – около 20%. Но важно не столько это, сколько увеличения качества аналитических данных: в компании теперь существует «единая версия правды», вся информация актуальна и оперативна. Кроме того, за счет средств разработки и дизайна QlikView внутри приложений реализован такой функционал, которого раньше было принципиально невозможно добиться. QlikView же позволяет получить всю нужную информацию в один-два клика.

«Для меня QlikView стал привычным рабочим инструментом. Если мне нужно посмотреть какие-то данные, я могу не обращаться к кому-то , мне не трудно что-то сделать самому. Когда у меня возникает какой-то вопрос, я захожу в приложение в режиме разработчика и получаю ответ для себя. Если я понимаю, что в ежедневном режиме продавцам или закупщикам также нужна эта информация, решение тиражируется для других пользователей, – резюмирует Евгений Стригас, также прошедший обучение разработке приложений на платформе QlikView. – В еженедельных совещаниях используем QlikView как стандарт аналитики – смотрим динамику, KPI и так далее. Через некоторое время после запуска проекта мы отключили сводные таблицы, перестали их обновлять, так что вариантов у сотрудников не осталось: QlikView используется всеми, кто работает с аналитикой».

В ближайшее время в компании намерены начать использовать Qlik Sense, в том числе – для работы с ГИС. Первое тестирование работы решения с ГИС-картой уже прошло: удалось реализовать визуализацию продаж. Кроме того, планируется встроить аналитику на базе QlikView в корпоративный портал. Однако если разработкой приложений на платформе QlikView в компании занимались самостоятельно, то внедрение Qlik Sense планируется делать при помощи Консультационной группы АТК – это связано с тем, что решение новое и пока не очень знакомое.

 

01.04.2016, 1264 просмотра.

Скачать QlikView: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере

Скачать Qlik Sense: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере