ATK Consulting Group: Qlik Пресс-центр Публикации Аналитика в INCITY, или «Зеркало» для fashion-ритейла


Аналитика в INCITY, или «Зеркало» для fashion-ритейла

Быстрый рост fashion-ритейлера INCITY на российском рынке впечатля-ет: спустя семь лет после открытия первой торговой точки география компании насчитывает уже более 400 магазинов женской одежды в Рос-сии, Украине, Казахстане, Кыргызстане и Белоруссии. При этом количество сотрудников превысило 3 тыс. человек. Однако стремительное развитие компании порождает не только преимущества для бизнеса, но и опреде-ленные проблемы: нагрузка на информационную систему растет, а количе-ство данных уже не позволяет оперативно анализировать деятельность организации. Борис Михалин, начальник отдела бизнес-аналитики ком-пании INCITY, рассказал корреспонденту «Современной торговли» о том, как справиться с большими объемами данных и сделать так, чтобы они принесли пользу компании, почему выгоднее вкладываться в «софт», неже-ли в «железо», а также о том, чем современные системы бизнес-аналитики могут быть полезны игрокам рынка розничной торговли.

Борис, почему компании понадо-билось решение для бизнес-анализа? Какие задачи вы планировали решать с помощью такого продукта?

— В качестве транзакционной информационной системы в компании используется 1C. Как и любая ERP-система, она частично помогала сотрудникам выполнять анализ — например, с помощью тех же отчетов. Кроме того, как и в каждой компании, в INCITY активно применяются таблицы Excel. С ростом компании количество данных, которое обрабатывается системой, растет не прямо пропорционально количеству новых магазинов, которые открываются, а в прогрессии. И, как и в любой компании, серверы ERP-системы начинают использоваться все более и более интенсивно. Мы пробовали ограничить запросы, то есть не давать пользователям делать большие выборки по датам, по продукции, но ни к чему хорошему это не приводило: аналитическому и операционному отделу данные нужны были «здесь и сейчас». При этом для работы аналитики, например, использовали Excel-файлы объемом в десятки и сотни мегабайт. Во-первых, работа с такими файлами отнимает массу ресурсов, во-вторых, в режиме совместной работы их просто неудобно использовать — не все сотрудники знают о возможностях многопользовательского доступа, поэто-му данные иногда просто терялись.

В итоге в связи с ростом компании в какой-то момент было принято реше-ние о том, что постоянная модернизация «железа» не дает нужного эффекта — данные растут в геометрической прогрессии, а частичное решение проблем производительности сейчас не решит проблему обработки данных в будущем. Кроме того, основная задача транзакционной системы — ввод и хранение данных, а не сложный анализ данных за все периоды. Еще одна огромная проблема — это интеграция систем, которые обмениваются не всей, а лишь частью информации. При этом возникает масса практически несопоставимых отчетов из разнородных слабо связанных источников. Поэтому возникла потребность в таком прило-жении, которое помогло бы объединить работу со всеми используемыми в INCITY информационными подсистемами. Решение при этом должно было быть незатратным для компании и простым в использовании для сотрудников, а результаты требовалось получить быстро.

В качестве кандидатов мы рассматривали SAP BO, «самописное» решение на базе MySQL и платформу бизнес-аналитики QlikView. В итоге выбор был сделан в пользу последнего. Кроме приемлемого соотношения «цена-качество», пилотный проект на базе QlikView был единственным, который мог быть выполнен в требуемые сроки.

Как быстро вы получили первые результаты?

— Внедрение мы начали в январе 2013 года вместе с нашим партнером, Консультационной группой АТК. Этот процесс занял два с половиной месяца, со стороны подрядчика над проектом работали два консультанта. У АТК значительный опыт, в том числе в «модной рознице», и это, конечно, помогло реализовать проект в сжатые сроки.

Первые результаты мы получили сразу по окончании этого срока: нам нужно было около 40 визуализаций данных и 60 вариантов отчетов по ключевым показателям. У каждого отчета был свой заказчик, и сложнее всего было убедить сотрудников в том, что тот проект, над которым мы работаем, нужен им. Нам это удалось, и на примере первых довольно сложных отчетов мы смогли показать коллегам, как быстро и хорошо теперь можно выполнять те задачи, на которые раньше тратилось значительное время. Интерфейс нового решения с некоторыми нюансами также достаточно близок к тому, с чем привыкли работать пользователи, и в целом работа с данным решением комфортна для сотрудников.

Кто конкретно пользуется сейчас в компании решением для бизнес-анализа?

— Мы начали с малого — всего с 25 лицензий: это обусловлено тем, что у любого программного обеспечения в компании должен быть какой-то цикл, который оно обязано пройти. Сейчас мы планируем расширять использование решения в компании и приобретать Enterprise-версию на большее количество пользователей, потому что лицензий не хватает — решение используется очень активно. Первые пользователи нового решения появились в отделе продаж — им нужны были регулярные отчеты по продажам. Маркетингу, в свою очередь, было необходимо видеть эффект от мар-кетинговых и скидочных акций, влияние бонусных карт на продажи. В департаменте логистики стали отслеживать путь товара от отгрузки до прибытия в магазин, проверять состояние складских остатков. Появилась возможность оперативно реагировать на изменение ситуации гибкой политикой скидок. Продакт-менеджеры также получили оперативный инструмент оценки собственных действий путем специализированного анализатора продаж.

В итоге получилось, что практически вся компания заинтересована в бизнес-аналитике. Поначалу отчетов было мало, но сейчас у нас практически стоит очередь из желающих получить свои версии отчетов. Не очень сложные отчеты сотрудники в теории могут делать сами, но пока об этом еще рано говорить.

С момента внедрения решения прошло уже достаточно времени, чтобы оценить, как использование бизнес-анализа влияет на работу компании. Что, на ваш взгляд, изменилось в повседневной работе сотрудников?

— Основной плюс — это быстрота принятия решений. Раньше на одну только оперативную отчетность тратились ресурсы трех-четырех аналитиков, работать нужно было в Excel, терялось время на решение вопросов консистентностиии согласованности данных. Сейчас же готовая отчетность позволяет освободить этих сотрудников от выгрузки из Excel и позволить им заниматься своей непосредственной работой — анализом уже готовых отчетов. Отчеты в QlikView также освободили систему документооборота от необходимости обрабатывать громоздкие отчеты — сейчас система работает с запасом мощности.

Из «частных случаев» применения бизнес-аналитики в компании могу отметить оценку маркетинговых акций. Раньше для оценки использовались сложные алгоритмы, сотрудники тратили много времени для того, чтобы просто понять, что происходит во время проведения акции. Акции при таком подходе, естественно, можно было оценить только постфактум. Сейчас же любая акция оценивается в оперативном режиме — мы имеем сегодня четкую картину того, что происходило вчера. Бла-годаря этому маркетинг может принимать оперативные решения непосредственно в ходе акции.

Новое решение для бизнес-анализа, как зеркало, позволяет нам видеть, что происходит в компании в целом. В системе сразу можно увидеть пробелы, сферы деятельности, которые не затронуты, или дублирующую информацию.

Что вы планируете делать дальше с системой бизнес-аналитики, кроме текущих задач? Чем еще бизнес-анализ может быть полезен в рознице?

— В ближайшие полгода у нас очень плотный график по созданию отчетности: в первую очередь мы должны разработать финансовую аналитику для нашего предприятия, а в целом планируется сделать платформу бизнес-анализа центром отчетности, вывести его на уровень хранилища данных. Это поможет нам сделать решение центром компетенции и «единой версией правды» — в таком случае сотрудники смогут всегда иметь доступ к актуальной информации, которая охватывает абсолютно все, что происходит в компании. 

 

 

Журнал «Современная Торговля», ноябрь 2013 года,

 

републикуется с разрешения издательства «Панорама». Все права сохранены.

10.12.2013, 1525 просмотров.

Скачать QlikView: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере

Скачать Qlik Sense: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере