ATK Consulting Group: Qlik Пресс-центр Публикации АльфаСтрахование: ключ к рискам


АльфаСтрахование: ключ к рискам

Для страховой компании информация о клиентах, продуктах и рынках имеет особую ценность. Как показывает опыт группы «АльфаСтрахование», чем более эффективен такой аналитический инструмент, тем ближе достижение бизнес-целей.

Ольга Ревякина

 Ежемесячно страховая компания должна формировать комплект регламентиро­ванной отчетности для контролирующих органов, что отнимает у сотрудников много времени и сил, однако основная нагрузка для аналитиков и маркетологов — это текущая, операционная отчетность, которая необходима для вывода на рынок новых страховых продуктов или корректировки условий существующих предложений. От того, насколько оперативно специалисты смогут собрать из различных источников нужную информацию, проанализировать ее в динамике, смоделировать нужные процессы и ситуации, зависит качество принимаемых ре­шений, а значит, стабильность и перспективы развития бизнеса. К сожалению, «ручная» аналитика не может обеспечить требуемую скорость обработки данных.

 Как и в большинстве быстрорастущих бизнесов, в компании «АльфаСтрахова­ние» на сегодняшний день сформировался разнородный ИТ-ландшафт — финан­совая и операционная информация аккумулировалась в различных системах ERP и CRM, а также в специализированных приложениях для управления отдель­ными направлениями страхования. Данные из всех этих систем по мере необхо­димости выгружались в таблицы Excel, где сотрудники анализировали их в зави­симости от текущих задач и собственной квалификации. Чтобы формировать такие выгрузки, требовалась постоянная поддержка со стороны подразделений ИТ, поэтому для сопровождения и развития аналитического направления была выделена команда из пяти ИТ-специалистов. Однако они успевали решать лишь текущие вопросы, а на создание собственной полноценной аналитической систе­мы у «АльфаСтрахования» ресурсов не хватало. Поэтому наиболее разумным решением представлялось внедрение уже готовой промышленной платформы бизнес-аналитики. 

 

 Выбор платформы

 В 2008 году руководство «АльфаСтрахования» инициировало проведение в ком­пании комплексного ИТ-аудита, по результатам которого был запланирован ряд шагов по преобразованию ИТ-инфраструктуры, связанных с централизацией ис­точников данных и инструментария для работы с ними. Вместо нескольких раз­розненных ERP-систем внедрялась одна — Unicus, и предполагалось создать единое BI-решение, которое должно было охватить главный офис и всю регио­нальную сеть. Однако, в отличие от ERP, в случае с бизнес-аналитикой не было четкого понимания того, на какой платформе строить новую централизованную систему.Ассоциации против больших объемов

Для участия в тендере по выбору анали­тического решения были приглашены семь компаний, предлагающих традици­онные «тяжелые» BI-системы — ИТ-спе­циалисты «АльфаСтрахования» не только сравнивали функционал продук­тов, но и оценивали качество и ско­рость выполнения тестовых заданий. Уже после начала тендера специали­сты «АльфаСтрахования» познакоми­лись с партнером компании QlikTech — «Консультационной группой АТК».Ока­залось, что только решение QlikView в полной мере справилось с поставленны­ми в ходе конкурса заданиями, в частности, позволяло быстро объединить четы­ре источника данных для получения оперативной отчетности.

  «Система QlikView удивила нас своей простотой, понятностью и гибкостью. Чест­но говоря, поначалу мы даже склонны были искать в этом какой-то подвох, на­столько велико было отличие от других предлагаемых решений. Если традицион­ные BI-системы нам предстояло внедрять полтора-два года, то первое приложе­ние на платформе QlikView, работающее с нашими данными, было создано за несколько недель», — рассказывает Дмитрий Милов, руководитель управления бизнес-анализа и технического проектирования ИТ-департамента компании «АльфаСтрахование».

 Отдельного изучения потребовали риски, связанные с технологией обработки в памяти, на которой строится QlikView. Сейчас обработка данных в оперативной памяти уже близка к тому, чтобы стать стандартом, но на момент выбора анали­тической системы в «АльфаСтраховании» использование этой технологии было исключением. По результатам скрупулезного анализа специалисты «АльфаСтра­хования» признали, что такие механизмы QlikView, как побитовая индексация и колоночная СУБД, смогут обеспечить должный уровень сжатия данных и гаранти­руют оперативную работу с данными на сервере стандартной архитектуры и ти­пичным объемом оперативной памяти.

  «На момент выбора нами аналитической систе­мы, QlikView была мало известна в России. Но страховщики привыкли профессионально оцени­вать риски и не бояться их, ведь лидерство без рисков невозможно. Для „АльфаСтрахования“ роль первопроходца не нова — например, мы первыми в России внедрили решение SAP для урегулирования убытков в автостраховании, одном из наших основных направлений деятель­ности. В случае с QlikView все ключевые руководи­тели были готовы идти на риск ради преиму­ществ, которые мы рассчитывали получить», — вспоминает Андрей Педоренко, директор ИТ-де­партамента компании «АльфаСтрахование».

 Внедрение

 Пилотный проект внедрения QlikView длился четы­ре месяца. На первом этапе в компании решили сосредоточиться на операционной аналитике по трем основным направлениям: собственно стра­ховая деятельность (функционал для андеррай­теров — специалистов по оценке рисков, актуари­ев — специалистов по страховой статистике и ре­зервам и, частично, для продавцов), финансовый блок (анализ дебиторской за­долженности) и контроль качества страховых данных (достоверность, полнота, непротиворечивость). От каждого направления в проектную команду по мере необходимости привлекались ключевые специалисты, которые помогали созда­вать модели данных. Непосредственной реализацией этих моделей в системе за­нимались специалисты «Консультационной группы АТК». Позднее, на этапе раз­вития проекта, в компании «АльфаСтрахование» стал создаваться собственный центр компетенций по бизнес-аналитике — сотрудники департамента ИТ про­шли обучение и сертификацию по платформе QlikView и подключились к разра­ботке новых моделей и инструментов для анализа данных.

 По окончании пилотного проекта платформа QlikView была утверждена в каче­стве корпоративного стандарта, а развитие проекта продолжалось — более глу­боко изучались потребности пользователей, в том числе в региональных подраз­делениях, совершенствовалась операционная отчетность. В 2011 году в компа­нии приступили к реализации в системе регламентной отчетности, предназна­ченной для Федеральной службы финансовых рынков и Российского союза автостраховщиков.

  «Сейчас проект по автоматизации регламентной отчетности находится на завершающей стадии — реализовано заполнение форм 1С, 2С, форм годо­вой бухгалтерской отчетности 7 и 10. Раньше в формировании этой отчетности был задейство­ван целый отдел высококвалифицированных со­трудников, а теперь трудозатраты на подготовку отчетности отраслевым регуляторам сократи­лись в десятки раз и у нас появилась возмож­ность высвободить специалистов для решения более нетривиальных бизнес-задач», — отмечает Сергей Шишкин, заместитель финансового дирек­тора компании «АльфаСтрахование».

 Внедрение QlikView велось по методологии, близ­кой к «скорой» (agile), когда один масштабный проект разбивается на последовательность мел­ких шагов. На каждом этапе постановка задачи за­ново уточнялась с учетом замечаний, уже посту­пивших от пользователей по итогам предыдущих итераций. Благодаря такой непрерывной обрат­ной связи процесс внедрения шел гораздо быст­рее, а получавшаяся система больше соответ­ствовала пожеланиям пользователей.

 К настоящему моменту количество пользовате­лей QlikView уже превышает 250 человек, а систе­ма доступна не только представителям централь­ного офиса — сегодня лицензии есть в каждом филиале «АльфаСтрахования». В планах компании — обеспечить всех продавцов аналитикой QlikView, а также усилить аналитические возможности региональных подразделений.

 Специфика бизнес-аналитики в страхованииКолонки, SSD и облака

 В страховании анализ данных имеет свои особенности — как правило, аналитики ис­пользуют большое количество сложных пока­зателей и поэтому привыкли иметь дело только с таблицами. В таких условиях слож­но убедить сотрудников отказаться от при­вычного Excel и заменить его новым центра­лизованным инструментом бизнес-аналити­ки, тем более что яркая и наглядная визуа­лизация — одна из сильных сторон QlikView — остается почти не востребованной, ведь представить большие объемы табличных данных в виде модных спидометров или красивых графиков невозможно. Но в «АльфаСтраховании» эта проблема ре­шилась сама собой — система оказалась достаточно удобной в работе, и сей­час большинство пользователей используют QlikView в первую очередь для про­ведения полноценного бизнес-анализа, с возможностью дальнейшей выгрузки данных для последующей обработки их в Excel. Сотрудники отдела маркетинга моделируют поведение целевой аудитории, выделяют группы перспективных клиентов. Андеррайтеры ищут скрытые закономерности, которые надо учесть при формировании нового продукта, а сотрудники отделов продаж с помощью QlikView оценивают результаты собственной работы. Многие решения в компа­нии стали приниматься быстрее, в частности, сократилось время вывода на рынок нового страхового продукта — одного из главных показателей в страховой деятельности.

Сегодня можно сказать, что QlikView играет в компании роль своеобразного «ин­дикатора креативности»: часть сотрудников «АльфаСтрахования», получив в руки аналитический инструмент, стали активно использовать его для моделиро­вания различных ситуаций, создания новых показателей, исследования рынка — иными словами, для самостоятельного творческого поиска. Другие по-прежнему предпочитают применять готовые решения и довольствуются разработанными для них моделями, шаблонами, типовыми отчетами. Таким образом, внедрение QlikView помогло выделить сотрудников с лидерскими качествами и аналитиче­ским потенциалом, что стало незапланированным, но важным результатом проекта.

 Сама компания QlikTech позиционирует свою систему как «инструмент самооб­служивания», утверждая, что бизнес-пользователи могут самостоятельно рабо­тать с QlikView, практически не обращаясь за помощью к ИТ-специалистам, од­нако такая самостоятельность имеет и оборотную сторону, ведь быстродей­ствие системы напрямую зависит от качества проектирования моделей данных. В «АльфаСтраховании» по мере развития системы QlikView в нее постоянно до­бавляли новые источники данных, в том числе временные (например, это могла быть таблица Excel с плановыми показателями на следующий месяц). Такие ис­точники подгружались в существующие модели «на ходу», без тщательной про­работки, в результате чего в какой-то момент эффективность таких «сшитых на живую нитку» моделей снизилась и производительность системы заметно упала. Тогда ИТ-подразделению пришлось снова взять управление в свои руки и заняться переработкой и оптимизацией, а потом и сопровождением моделей.

 Результаты проекта

 Основным достижением проекта стало создание в «АльфаСтраховании» едино­го информационного пространства для операционной и аналитической деятель­ности, причем возможности QlikView позволяют компании обходиться без тради­ционного хранилища данных. В ходе внедрения системы в компании был систе­матизирован и формализован подход к расчету специфических KPI страхового бизнеса, и теперь компания уверена в прозрачности и достоверности таких клю­чевых показателей, как резерв незаработанной премии (РНП), резерв заявлен­ных убытков (РЗУ), коэффициент убыточности (КУ), чистое комиссионное вознаграждение.

 Пользователи увидели в QlikView инструмент, который не только предоставляет необходимые отчеты, но и позволяет оперативно решать новые задачи. Так, на­пример, для разработки нового продукта в области автострахования андеррайте­ры решили отслеживать дополнительный показатель — пробег автомобиля, а необходимые для этого данные и KPI были быстро добавлены в QlikView. Кроме того, благодаря технологии in-memory пользователям стало комфортнее рабо­тать с аналитикой, поскольку большинство оперативных отчетов формируются в считанные секунды.

  «В страховом бизнесе много аналитических задач, которые требуют обновления данных по несколько раз в день. Например, раньше мы видели „вчерашние“ дан­ные по РЗУ, а в рамках проекта внедрения QlikView консультанты АТК создали для нас облегченную аналитическую модель, позволяющую проводить монито­ринг показателей резервов практически в режиме онлайн, при этом без нагрузки на основную учетную систему. Такое интерактивное отслеживание РЗУ особен­но полезно в период подведения итоговой отчетности за период, — комментиру­ет Шишкин. — Позитивные изменения после внедрения QlikView заметили не только внутри компании. Наши аудиторы, компании „Мариллион“ и PricewaterhouseCoopers, оценили новый уровень прозрачности данных и показа­телей, которые предоставляет „АльфаСтрахование“, это позволило значитель­но упростить подходы к аудиту нашей деятельности».

 В ближайших планах «АльфаСтрахования» — завершение проекта по реализа­ции в QlikView полного комплекта регламентной страховой отчетности, создание моделей для отдельных направлений деятельности (страхование жизни, обяза­тельное и добровольное медицинское страхование), визуализация управленче­ской отчетности для топ-менеджмента. Продолжается тиражирование системы в регионах — в компании рассчитывают, что доступность QlikView в каждом офисе региональной сети поможет «выровнять» качество собираемой аналитики. Все это позволит руководству компании видеть полную картину развития бизнеса и учитывать особенности конкретных регионов и сегментов рынка.

Публикуется с разрешения издательства

«Открытые системы»

11.07.2012, 1736 просмотров.

Скачать QlikView: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере

Скачать Qlik Sense: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере