ATK Consulting Group: Qlik Пресс-центр Публикации Информационные технологии для коммерсантов: Как выбрать и настроить систему бизнес-аналитики


Информационные технологии для коммерсантов: Как выбрать и настроить систему бизнес-аналитики

Алексей Козловский, коммерческий директор, KupiVIP.ru

«Коммерческий департамент нашей компании взял на вооружение специализированную аналитическую программу, QlikView, и через полгода точ­ность прогнозирования продаж уве­личилась на 20–30%, а эффектив­ность закупок — на 15–20%. Сегодня мы не только быстро получаем необходимые отчеты, но и формиру­ем их самостоятельно»  

На что надо обратить особое внимание, внедряя подобную систему?

 

Алексей Козловский окончил Московский государственный университет инженерной экологии, учился в Дании в Bestseller Academy по специальности «управление в сфере моды». В 2011 году пришел в KupiVIP.ru на должность директора по про­дажам, сегодня занимает пост коммерческого директора.

Компания KupiVIP.ru основана в 2008 году. Объединяет одноименный шопинг-клуб, онлайн-бутик, интернет-магазин и подразделение электронной коммерции. Представительство KupiVIP Germany в Германии занимается поиском новых европей­ских брендов. Штат — более 1400 сотрудников.

 

Несмотря на все преимущества примене­ния систем бизнес-аналитики, в центре внимания остается человек. Программа лишь действует по заранее заложенному алгоритму и следует четкой запрограм­мированной логике. Это инструмент, призванный помочь менеджеру решать поставленные перед ним задачи с наи­меньшей затратой ресурсов и времени. И для выработки наиболее верных ре­шений ему необходимы опыт, знания, интуиция, факты, цифры и показатели.

Если опустить не поддающиеся расчетам факторы, остаются цифры и показатели, которые можно и нужно анализировать. Сами по себе они ни о чем не говорят — необходимо правильно их читать и понимать их влияние на раз­витие предприятия.

Выбираем систему бизнес-аналитики

Сегодня на рынке существует множество программ, предназначенных для аналити­ческой обработки данных. По большому счету, цель у них одна, различия — в под­ходах, наборе инструментов, произво­дительности, удобстве использования, возможностях интеграции и прочих нюансах (таблица). Разработать уни­кальную систему бизнес-аналитики мо­жет также ИТ-отдел или привлеченные специалисты — все зависит от специфики организации. Но думаю, что эффектив­нее выбрать хороший продукт и адап­тировать его к требованиям компании. Универсального решения нет — каждый пользователь выбирает продукт, который в конкретных условиях даст максимально эффективный результат. Мы, например, активно используем систему QlikView.

Оценка функциональных возмож­ностей. Достоинства и недостатки

Ка­кие же требования обязательны для про­граммы бизнес-аналитики? Прежде всего необходима возможность получать данные о работе организации в удобном для пользователя виде. Также очевидно, что для принятия важных решений не­достаточно правильного отчета. Сами по себе отчетные данные не отвечают на поставленные вопросы — они всего лишь помогают принять решение, явля­ются индикатором выбора. Помимо этого, программа должна обладать достаточным количеством функций для эффективной работы с данными, быть удобной в использовании, иметь простой импорт данных и возможность работать со всеми показателями компании в одной системе.

Большое пространство для адаптации к конкретным требованиям коммерче­ской службы с множеством индивиду­альных настроек и визуализацией дает, на мой взгляд, безграничные возможно­сти для персонализации. Также удобно, когда система поддерживает удаленный доступ из любого браузера (в том числе с мобильных устройств), то есть при на­личии интернета вы дистанционно полу­чаете все необходимые данные о работе подразделения или компании в целом. И еще нюанс: одно из самых важных требований к запуску программы — это наличие грамотного специалиста, который настроит ее и синхронизирует с базой дачу вряд ли осилит.

Внедряем систему бизнес-аналитики в коммерческой службе

Интеграция с базой данных. Работы по интеграции могут проводиться постав­щиком, ИТ-службой заказчика или их со­вместными усилиями. Едва ли не самое трудное — найти хорошего специалиста, который извлечет из системы максимум пользы, иначе вы просто впустую потрати­те деньги. Для нас оказалось оптимальным доверить процесс интеграции и настройки разработчикам в кооперации с собствен­ными сотрудниками ИТ-службы.

Определение KPI. В аналитике любого рода важное место занимает определение KPI (Key Performance Indicators). Однако наряду с общими показателями, такими как оборот или прибыль, есть и специфические, применяемые в конкретныхобластях. Исходя из этого, до начала работы с программой необходимо обозначить KPI, востребованные именно в вашем бизнесе. Их должно быть не слишком много, но и не слишком мало — иначе вы рискуете проигнорировать значимые показатели.

Здесь уместно сравнение с кабиной военного пилота: нет времени и ресурсовконтролировать все показатели: нужны только жизненно важные, иначе произой­дет катастрофа. И эти показатели четко определены и отображаются на панели управления, чтобы дать возможность пилоту принимать верные решения.

Например, для коммерции существен­ны KPI оборота и маржи во всех возмож­ных разрезах, среднего чека, различных видов конверсий и их прибыльности, дистрибуции по регионам. Все эти данные можно рассматривать в целом, по то­варным группам и в среднем на заказ. На самом деле таких значений множе­ство — каждый выбирает необходимые.

Формирование блока базовых от­четов. У вас должна быть возможность одним кликом открывать ключевые от­четы, которые вы планируете регуляр­но использовать для контроля, анализа или принятия решений. Каждый стан­дартный отчет должен иметь четкую цель, задачу или фокус — иначе это про­сто набор цифр. Соответственно пре­жде всего следует понять, что вы хотите увидеть в конкретном документе, затем определить набор параметров (фильтров) и показателей, которые дадут полную картину в необходимом разрезе, и в за­вершение подобрать наиболее наглядную и простую форму визуализации данных.

С базовыми отчетами, так же как и с KPI, важно помнить: их не должно быть слишком много или мало, иначе есть вероятность потерять фокус и запутаться. Я рекомендовал бы в коммерческом де­партаменте иметь не более 5–6 базовых отчетов. Обратите внимание, что одни и те же KPI присутствуют в раз­ных отчетах, но и рассматривать их нужно в разных разрезах и под разными углами.

Естественно, применение аналитиче­ских программ не ограничивается исполь­зованием базовых отчетов, настроенных заранее, — часто возникает необходи­мость произвести специфический анализ или подготовить узконаправленный до­кумент для презентации.

Приведу пример. Предположим, цель отчета — оценить влияние продаж жен­ской одежды на сегмент детских товаров, чтобы принять решение об оптимизации ассортимента в торговой сети. В данном случае ключевым KPI будет доля поку­пок, в которых присутствовали женская одежда и детские товары, в общем объ­еме продаж за отчетный период. Также нужно наложить фильтр по точкам, чтобы понять, насколько ситуация будет равно­значной в рамках всей сети. Если ситу­ация неравнозначна, мы легко выявим целесообразность детского ассортимента в данной розничной сети и в ее отдель­ных магазинах. Далее допустим, что на основе отчетных данных мы увидели, что продажи детского товара оказалась неоднозначны в рамках сети. Таким об­разом, теоретический вариант развития показывает необходимость отказа от дет­ского ассортимента в ряде торговых точек с низкими показателями и замещения его сильными позициями из ассортиментаженской одежды. Хотя возможности обработки данных программой практи­чески безграничны, не стоит забывать, что на практике результативным может оказаться кардинально противополож­ный подход. Программа не принимает решений и тем более не воплощает их в жизнь. Поэтому не стоит зарываться в отчеты — это всего лишь инструмент, а фокус настраивает человек.

Эффект от внедрения

Коммерческая деятельность любой ком­пании строится на закупках и сбыте, поэтому в базе данных хранится мно­жество показателей работы организации, связанных с этими видами деятельности.

До внедрения системы мы работали с рядом «самописных» программ, поль­зовались услугами аналитиков, кото­рые извлекали данные непосредственно из хранилища и формировали отчеты в ERP-системе. Все эти методы зани­мают много личного времени и ценный человеческий ресурс, более того, у них низкий уровень гибкости и персонализа­ции. С развитием бизнеса растет объем необходимых для работы данных, и ка­чественная система бизнес-аналитики становится не роскошью, а потребностью.

Мы значительно облегчили работу с данными и повысили результативность коммерческой службы. В силу того что работа с системой оказала поло­жительный эффект на многие сферы, очень трудно оценить экономическую выгоду, но бесспорно, что использование про­граммы окупило затраты на ее внедрение.

Как уже было сказано, каждый ком­мерческий директор будет применять подобные системы в соответствии со спецификой компании. Тем не менее еще раз подчеркну: программа ничего не решает, а только облегчает профессиональную жизнь менеджера и делает бизнес-среду более понятной и прозрачной.

Преимущества внедрения QlikView в KupiVIP.ru:


Републикуется с разрешения журнала  «Коммерческий директор»


15.07.2013, 1892 просмотра.

Скачать QlikView: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере

Скачать Qlik Sense: полнофункциональная версия, с правом использования программы только на одном компьютере